ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Для обеспечения нормальной работы гидроусилителей на вертолете имеется гидравлическая система, которая со­стоит для большей надежности из двух систем: основной и дублирующей. Дублирующая система включается в работу автоматически и только тогда, когда выходит из строя основная система.

Если на самолетах гидравлическая система выполняет много функций, например осуществляет выпуск и уборку шасси и закрылков, торможение колес, обеспечивает работу гидроусилителей, то на существующих вертолетах гидрав­лическая система выполняет в основном только одну—* обеспечивает работу гидроусилителей.

Гидравлическая система состоит из баков, насосов, авто­матов разгрузки насосов, кранов включения сети, клапана включения аварийного питания, обратных клапанов, тру­бопроводов и фильтров. Для обеспечения нормальной рабо­ты гидроусилителей на режимах самовращения несущего винта гидронасосы устанавливаются не на двигателе, а на главном редукторе, вращение которого происходит во всех указанных режимах полета.

Эксплуатация и техническое обслуживание гидросисте­мы вертолета обусловливаются в основном особенностями конструкции отдельных агрегатов гидросистемы и свойст­вами жидкости, на которой они эксплуатируются, а также влиянием внешних условий, в которых работает гидросисте­ма, таких, как температура окружающей среды, пыльность аэродрома и т. п.

Наиболее характерной особенностью конструкции агре­гатов гидросистемы является индивидуальный подбор зо­лотников и гильз с малыми зазорами (7—12 микрон). По­этому в эксплуатирующих организациях, где отсутствует необходимый измерительный инструмент и контрольно-по­верочная аппаратура, золотники менять не разрешается.

От изменения величины зазора и от наличия рисок на зо­лотниках зависит нормальная работа гидроагрегата. Одна­ко увеличение зазора на 2—3 микрона, связанное с дли­тельной эксплуатацией в течение гарантийного срока служ­бы, на работу гидроагрегата практически не влияет.

Риски на гильзах и золотниках появляются в результате попадания на их поверхность посторонних твердых частиц, которые заносятся в гидросистему при небрежном монтаже и демонтаже отдельных гидроагрегатов, а также при доза­правке (заправке) гидробака плохо профильтрованной ра­бочей жидкостью.

Наличие посторонних частиц в гидросистеме в большин­стве случаев приводит к отказу в работе гидроагрегатов.

При выполнении работ на гидроагрегатах и вблизи них или при их замене ни в коем случае нельзя допускать попа­дания грязи, песка и других посторонних частиц внутрь системы и в гидроагрегаты. Отсоединенные от гидроагрега­тов концы трубок надо закрывать специальными пробками; не разрешается применять для этих целей хлопчатобумаж­ные ткани и деревянные пробки, так как при их употреб­лении возможно попадание в систему нитей и частиц дерева.

Все детали перед сборкой должны быть тщательно промыты в чистом неэтилированном бензине и просу­шены.

Перед присоединением трубопроводов к арматуре или к гидроагрегатам необходимо резьбу гаек и штуцеров про­тереть чистой тряпкой и смазать пастой, рекомендованной инструкциями. Навертывание гаек следует производить сначала рукой, затем затягивать ключом, при этом следует избегать чрезмерной затяжки гаек.

При выполнении предполетных и послеполетных осмот­ров гидросистемы следует обращать внимание на герметич­ность соединений, состояние трубопроводов, гибких шлан­гов и их заделку; проверять, нет ли касания одних трубо­проводов о другие, а также трения трубопроводов о другие детали вертолета. Нужно иметь в виду, что сильные вибра­ции, которые наблюдаются на вертолете в полете, могут привести к перетиранию шлангов и трубок и к разрегули­ровке гидроагрегатов. Во избежание этого следует выдер­живать требуемые инструкцией по эксплуатации зазоры между трубопроводами и соседними деталями.

На изгибах трубопроводов не должно быть вмятин и ца­рапин’. При обнаружении на этих местах вмятин трубопро­вод заменяется, допустимые царапины на прямых участках трубопровода тщательно заполировываются. Радиусы за­гибов трубок должны быть плавные, без складок, и состав­лять не менее двух. диаметров трубки. Прямой участок от ниппеля до начала радиуса изгиба трубки должен быть не менее 5 мм.

Заправку и дозаправку гидросистемы рабочей жидко­стью нужно производить через батистовую ткань. При до­заправке следить, чтобы в рабочую жидкость не попадали бензин и вода, так как бензин приводит к течи и образова­нию паровых пробок в системе, а вода — к коррозии, а при низких температурах — к закупориванию трубопроводов кристаллами льда.

При обнаружении загрязнения рабочей жидкости в тру­бопроводах или в отдельных гидроагрегатах система долж­на быть промыта один раз бензином Б-70 и два раза рабо­чей жидкостью,